Письма в защиту Утриша
На этой странице собраны актуальные на сегодняшний момент примеры обращений в различные инстанции для решения проблемы Утриша. Чем больше поступит таких персональных обращений от граждан, тем больше шансов что власти к ним прислушаются. Будет лучше если вы напишете обращение своими словами, но можно использовать и эти варианты. Адреса для обращений приведены на странице «Что я могу сделать?»
О возмещении экологического ущерба и расторжении договоров аренды
Уважаемый < … >!
В Краснодарском крае в границах курорта федерального значения Анапа на территории государственного природного заказника «Большой Утриш» под видом строительства «противопожарной» дороги с начала декабря 2009 года велась незаконная вырубка уникальных средиземноморских лесов. Вырублено более 2000 стволов! Уничтожались деревья и кустарники, занесенные в Красную книгу России, реликтовый можжевелово-фисташковый лес. Строительство производилось без обязательной государственной экологической экспертизы и со значительным отклонением от заявленной трасcы прокладки дороги. Органы МВД и прокуратуры признали незаконность строительства, возбуждено уголовное дело. Работы были приостановлены. Однако, несмотря на распоряжение прокуратуры, строители неоднократно пытались возобновить работы, и нет никаких гарантий, что возобновление работ не состоится после того, как общественность, вставшая на защиту заказника Утриш, успокоится.
Кроме того, сами планы строительства «противопожарной» дороги и вырубки огромного массива краснокнижного леса, столь усиленно поддерживаемые Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края (организацией, которая должна наоборот заботиться о сохранности лесных массивов), не выдерживают никакой критики т.к.:
1. «Противопожарная» (четырёхполосная асфальтированная (!)) дорога прокладывается в тех районах заказника, где никогда не было пожаров, т.к. в реликтовых лесах такого типа просто нет подлеска, с которого и начинаются пожары. Обоснование, данное в официальном письме Департамента лесного хозяйства, относится к району Варварки, что не совпадает с местом прокладки дороги.
2. Прокладка дороги приведёт к значительному росту антропогенной нагрузки на лесной массив и, в связи с сильно возросшим количеством людей, проникающих в лес, вероятность пожаров как раз возрастёт.
3. Стоимость работ по спрямлению трассы дороги, корчеванию (краснокнижных) деревьев и, собственно, прокладки 4х-полосного асфальтированного шоссе длиной 4км в направлении берега моря может быть оценена минимум в 120 млн руб. (Данная величина условна и является минимальной, калькуляция сделана исходя из стоимости укладки 1 кв.м. полотна дороги в равнинной местности; в реальности стоимость строительства дороги гораздо выше.) Даже если заказчиком является частная организация (о заказчике ниже) – не вызывает ли такое вложение средств закономерные подозрения в условиях экономического кризиса?
4. При прокладке дороги было допущено значительное отклонение от заявленной трассы, что привело к разрушительной нагрузке на наиболее ценные участки заказника.
Более того, согласно распоряжению правительства РФ от 23.05.2001 года 725-р на Утрише в срок до 2010 года должен быть создан государственный природный заповедник. И сдача Администрацией Краснодарского края наиболее ценных с экологической точки зрения кварталов Заказника в аренду на территории, отведённой под создание заповедника уже в следующем году, выглядит странно…
Основным арендатором, начавшим в декабре 2008 г противозаконную вырубку леса, является Фонд некоммерческий региональных проектов «ДАР».
1 июля 2008г. между Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края, в лице заместителя его руководителя Бюллера Александра Даниловича, и «Фондом некоммерческих региональных проектов «ДАР» (далее – Фонд «ДАР»), в лице его генерального директора Давыдова Виктора Ильича, был заключен договор аренды лесного участка №08-02а-002. Договор аренды был заключен на основании протокола аукциона от 23 июня 2008г. Согласно договору, Фонду «ДАР» был передан «во временное пользование» сроком — на 49 лет земельный участок площадью 119,8 га в 72-м и 79-м кварталах Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества. Этот участок охватывает территорию, прилегающую к 2-й, 3-й и 4-й Утришским лагунам — т.е. самые ценные в природном отношении земли заказника «Большой Утриш», покрытые сплошными можжевелово-фисташковыми лесами, где расположены уникальные реликтовые ландшафты. Арендная плата за участок, согласно данному договору, составляет 14086337 (четырнадцать миллионов восемьдесят шесть тысяч триста тридцать семь) рублей в год.
Вот перечень участков сданных в аренду:
в заказнике «Большой Утриш» (известный участок, переданный фонду ДАР):
— на аукционе 23.06.2008 г. — участок (лот № 3) площадью 119,8 га в кв. 72 и 79 Анапского уч. лесничества;
в заказнике «Абраусский» (режимом прямо запрещена любая аренда):
— на аукционе 23.06.2008 г. — участок (лот № 7) площадью 45,3 га в кв. 58А Абраусского уч. лесничества;
— на аукционе 21.08.2008 г. — участок (лот № 0032а) площадью 0,3 га в кв. 72А Абраусского уч. лесничества;
— на аукционе 17.09.2008 г. — 2 участка (лоты №№ 0098а и 0099а) общей площадью 14,8 га в квкв. 47А и 58А Абраусского уч. лесничества;
— на аукционе 25.11.2008 г. — 6 участков (лоты №№ 00122а, 0124а, 0126а, 0128а, 0130а, 0131а) общей площадью 21,1 га в квкв. 36А, 64А, 68А и 69А Абраусского уч. лесничества;
— на аукционе 24.12.2008 г. — участок (лот № 32) площадью 0,3 га в кв. 72А Абраусского уч. лесничества;
Несмотря на то что эти участки находятся на территории заказника, упоминаний об обременении (а это Особо Охраняемые Природные Территории) в материалах аукционов нет.
Подрядчиком фонда «ДАР» является ООО «ХАРВИНТЭР», субподрядчиком – ООО «Главпромстрой», на пути бульдозеров которого и встали в январе 2009г добровольные защитники Утриша.
Тем временем на сайте Департамента лесного хозяйства недавно появилось новое объявление о проведении лесных аукционов по аренде. Выставлен еще один участок на территории планируемого заповедника — 24 выдел 46А квартала Абрауского лесничества…
Кроме того, на территориях заказника, сданных Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края в аренду Фонду «ДАР», проводились геодезические изыскания, включавшие в себя шурфование почв, что несовместимо с природоохранным статусом заказника. Согласно строительной документации и информации, полученной от сотрудников Департамента, «ДАР» собирается построить на территории запланированного заповедника «рекреационный объект» в составе 18(!) зданий от 2 лагуны до м. Утриш, на побережье и в лесу, в том числе: основное здание — 5 этажей, вертолетная площадка, спортивный комплекс, эстрада, дом охраны-прислуги, 2 дороги, 2 кпп,… Хотя согласно договору аренды, Фонд «ДАР» имеет право всего лишь «на возведение временных построек (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.)» и «осуществление благоустройства (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов, скамей, навесов от дождя, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.)»
Фонд некоммерческих региональных проектов «ДАР» находится под контролем ООО «Левит» и нефтегазодобывающей компании «Новотек», которыми руководит и совладеет один из российских олигархов Леонид Михельсон. Фонд «ДАР», эта «некоммерческая организация», совершенно уверенная в своей безнаказанности, легко направляющая на заведомо незаконный проект миллионы долларов, имеющая столь мощное влияние на правоохранительные и природоохранные органы, что они под этим влиянием упорно закрывали глаза в течение декабря 2008г. и начала января 2009г. на масштабное строительство, ими же признанное незаконным, и ежедневно наносившее уголовно наказуемый ущерб в особо крупном размере, продолжает являться арендатором земель в заказнике.
Я прошу Вас незамедлительно принять решения и распоряжения, необходимые для:
— окончательного прекращения строительства и проектирования любых объектов на территории , предусмотренной эколого-экономическим обоснованием создания заповедника «Утриш»,
— возмещения ущерба, нанесенного незаконным строительством и расторжения договоров аренды лесного фонда на землях, входящих в состав проектируемого заповедника и резервирования данных земель в целях его создания,
— поручении властям Краснодарского края принять незамедлительные меры по возмещению экологического ущерба, обеспечить в течение ближайших трех месяцев деятельность по восстановлению почвенного слоя и производству необходимых лесопосадочных работ на месте всех вырубок
— создании государственного природного заповедника «Утриш» в срок, предусмотренный Распоряжением Правительства РФ 725-р
— до принятия этого решения в целях обеспечении сохранности природных комплексов будущего заповедника в первом квартале 2009 года — о резервировании его территории
О расторжении договора аренды и соглашений с фондом «Дар»
Главе администрации Краснодарского края
А.Н. Ткачеву
Уважаемый Александр Николаевич!
В настоящее время ООО «Главпромстрой» по заказу Департамента лесного хозяйства Краснодарского края осуществляет строительство лесохозяйственной дороги в Анапском участковом лесничестве Краснодарского края. Строительство ведется в рамках «Соглашения о мерах противопожарной безопасности» между ГУ КК «Комитет по лесу» и фондом региональных некоммерческих проектов «Дар». Дорога строится за счет средств фонда «Дар» и ведет на арендованный им участок.
Согласно договору аренды лесного участка № 08-02а-002 от 01.07.2008 г. фонду «ДАР» Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края был предоставлен участок с номером 23-13-03-08-00004 в государственном лесного реестре площадью 119,8 га, Участок располагается Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества, являющегося подразделением ГУ Краснодарского края «Комитет по лесу». Целевое назначение аренды — рекреационное использование участка. Срок действия договора аренды — 49 лет.
Договор аренды лесного участка № 08-02а-002 между Фондом региональных некоммерческих проектов «ДАР» и Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края заключен по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка земель лесного фонда, проходившего 23 июля 2008 года. В соответствии с пунктом 4 статьи 79 Лесного кодекса РФ, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения об обременениях лесных участков и об ограничении использования лесов. Однако в объявлении о проведении аукциона, которое было опубликовано 22 апреля 2008 года в газете «Кубанские Новости», отсутствуют сведения об обременениях и ограничениях использования данного лесного участка. Вместе с тем, данный участок располагается на особо охраняемых природных территориях федерального (город-курорт Анапа) и краевого значения (заказник «Большой Утриш»).
В границах первой зоны санитарной охраны города-курорта Анапа установлены существенные ограничения использования лесов, в т.ч. «запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий».
В соотвествии с «Положением о государственном заказнике «Большой Утриш» (утверждено Постановлением Главы администрации Краснодарского края №116 от 02.03.1994 в заказнике установлены следующие ограничения использования лесов, относящиеся к организации рекреационной деятельности: «запрещается организация стоянок, установка палаток и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест». При этом ни Положением о заказнике, ни другими нормативными актами такие места не выделялись.
Таким образом, при подготовке и проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка земель лесного фонда нарушены положения статьи 79 Лесного кодекса РФ.
Кроме того, по заключению экспертов Кубанского и Московского государственных университетов территория 72 и 79 кварталы Анапского участкового лесничества являются критическими местами обитания объектов животного мира, внесенных в Красную книгу РФ, в частности черепахи Никольского, эскулапова полоза, средней ящерицы. Предусмотренное в Договоре аренды лесного участка № 08-02а-002 рекреационное освоение территории 72 и 79 кварталов (устройство беседок, навесов и дорожно-тропиночной сети), неминуемо приведет к разрушению мест обитания указанных видов. Вместе с тем, в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
Таким образом, предоставление в аренду участка на территории заказника «Большой Утриш» для рекреационного использования фондом «Дар» проведено с нарушениями действующих федеральных законов.
Кроме того, строительство противопожарной дороги также началось незаконно и ведется с грубыми нарушениями действующего законодательства. Работы на федеральной особо охраняемой территории город-курорт Анапа осуществляются без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации. При строительстве уже уничтожены сотни деревьев, внесенных в Красные книги России и Краснодарского края.
В связи с вышеизложенными фактами, просим Вас в кратчайшие сроки произвести все необходимые действия для расторжения договора аренды лесного участка № 08-02а-002 от 01.07.2008 между Департаментом лесного хозяйства по Краснодарскому краю и фондом региональных некоммерческих проектов «Дар», а также для расторжения «Соглашения о мерах противопожарной безопасности» между ГУ КК «Комитет по лесу» и фондом региональных некоммерческих проектов «Дар».
О недопустимости сдачи в аренду земель заказника «Большой Утриш»
Главе администрации Краснодарского края
А.Н. Ткачеву
Письмо о недопустимости сдачи в аренду земель заказника «Большой Утриш»,
о свободе информации, свободе высказываний в защиту окружающей среды.
Уважаемый Александр Николаевич!
Призываю Вас принять срочные меры по прекращению договора аренды огромного лесного участка 120 га земель заказника «Большой Утриш» и соглашения о мерах противопожарной безопасности (являющегося основанием для строительства дороги) с Фондом региональных некоммерческих проектов «ДАР».
До сих пор продолжается дежурство активистов-экологов на хребте Навагир с целью не допустить продолжения строительства дороги Сукко-Утриш , затеянного Фондом «Дар», не допустить гибели ценнейших видов растительности и животных. Причины и подробности противостояния Вам не могут быть неизвестны.
Обнародованы и известны заключения и мнения Экологической вахты по Северному Кавказу, Министерства природных ресурсов и других природоохранных организаций , которые единодушно признали недопустимость строительства «противопожарной», дороги, необходимость скорейшего резервирования земель, создания заповедника, расторжения договоров аренды.
Ведь в первую очередь администрация Краснодарского края, Департамент лесного хозяйства ответственны за нарушение правовых норм при сдаче в аренду огромного лесного участка 120 га земель будущего заповедника Фонду региональных некоммерческих проектов «ДАР». Очевидно, что Департамент лесного хозяйства в угоду Фонду «Дар» пытается выдать варварское строительство за строительство «противопожарной» дороги. Кто понесёт ответственность за уже состоявшиеся экологические преступления ?
Прошу Вас призвать средства массовой информации Краснодарского края широко освещать вопросы, связанные с экологией. Ведь москвичи больше знают о проблемах Утриша, чем анапчане, получается, что центральная пресса более смела и справедлива, чем наша краевая. Получается, что наша пресса боится начальства, и конкретно Вас. Телевидение и газеты Анапы молчат. Даже хвалёный Вами экс-мэр Анапы Пахомов поостерёгся сказать слово в защиту Утриша. В чём дело? Вмешайтесь, пожалуйста, используйте свой авторитет для того, чтобы прекратить эту рабскую практику анапских СМИ и основного большинства СМИ в крае быть всегда только рупором текущего начальника.
Мы имеем право знать информацию о среде, в которой живём!
Призываю Вас проявить себя истинным патриотом, защитником природы Краснодарского края.
______________________2009г подпись
О незаконной экологической экспертизе для оправдания уже совершенного экологического преступления
Департамент по ЧС и государственному экологическому контролю Краснодарского края проводит незаконную государственную экологическую экспертизу проекта «противопожарной» дороги в Анапском лесничестве.
Стало известно, что для того, чтобы хоть как-то узаконить строительство дороги, сейчас в Краснодарском крае проводится заведомо незаконная государственная экологическая экспертиза по его рабочему проекту.
В ответ на обращение жителей г.Краснодара, подписавших обращение к губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву во время проводившегося в этом городе пикета 28 декабря 2008г., в Экологическую Вахту по Северному Кавказу поступило письмо заместителя руководителя Департамента лесного хозяйства по Краснодарскому краю Александра Бюллера. Среди прочего, в этом письме сказано, что «рабочий проект строительства участка дороги в кварталах 71, 72 (входят в состав земель заказника «Большой Утриш») в настоящее время представлен на государственную экологическую экспертизу в Департамент по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края». Как свидетельствует информация, размещенная на сайте этого департамента, материалы рабочего проекта «Строительство противопожарной лесохозяйственной дороги в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества — филиала ГУ КК «Комитет по лесу» поступили в этот департамент еще 15 января 2009г., т.е. сразу после того, как строительство дороги было остановлено благодаря действиям общественности. Сейчас материалы находятся в
Департаменте на рассмотрении. Исходя из того, что срок, в течение которого Департамент по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю (далее — Департамент по ЧС и ГЭК) должен был отказать в приеме материалов на экспертизу, вышел, легко сделать вывод, что по этому проекту сейчас проводится государственная экологическая экспертиза и скоро, по всей видимости, следует ожидать ее положительного заключения, которого так не хватало ООО «Главпромстрой».
Еще в ноябре 2008г. заместитель руководителя Департамента по ЧС и ГЭК Краснодарского края Сергей Капустин «согласовал» заведомо незаконное строительство этой дороги. Это согласование стало одним из «правовых» оснований для совершения крупномасштабного экологического преступления, в результате которого были уничтожены тысячи деревьев и необратимо нарушены реликтовые ландшафты на территории государственного заказника «Большой Утриш». Сейчас, проводя экологическую экспертизу проекта дороги, Департамент по ЧС
и ГЭК пытается создать еще одну подобную правовую «подпорку» для заведомо незаконного строительства. Как известно, правоохранительными и природоохранными органами одним из нарушений законности при строительстве дороги было признано отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы по ее проекту. И власти края решили получить её «задним числом». Но при этом, ответственные
лица Департамента по ЧС и ГЭК Краснодарского края допустили целый ряд грубых нарушений законодательства.
Прежде всего, они проигнорировали то, что данный проект является объектом экспертизы федерального уровня, так как он реализуется в пределах особо охраняемой природной территории федерального значения — курорта Анапа. В соответствие с федеральным законом «Об экологической экспертизе», полномочия на проведение государственной экологической экспертизы на этой охраняемой территории имеет только Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Что бы обойти этот вопрос, два заинтересованных в скорейшем «решении вопроса» краевых департамента — лесного хозяйства и по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю — решили проводить экспертизу только по тому участку дороги, который затрагивает территорию краевого заказника «Большой Утриш». Но вся территория заказника «Большой Утриш» в любом случае входит в состав федерального курорта Анапа, все объекты в пределах
которого подлежат государственной экологической экспертизе федерального уровня. На это обстоятельство представителям Администрации Краснодарского края было ясно указано на совещании у министра природных ресурсов и экологии РФ Юрия Трутнева, которое состоялось в Москве 19 января 2009 года. В протоколе совещания записано:
«Просить Администрацию Краснодарского края принять меры по незамедлительному прекращению строительства противопожарной лесохозяйственной дороги на территории государственного природного заказника «Большой Утриш» до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы ФЕДЕРАЛЬНОГО уровня». Кроме того, законом «Об экологической экспертизе» установлено, что документы, принимаемые на государственную экологическую экспертизу, обязательно должны содержать материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления. Никаких общественных обсуждений проекта дороги власти Краснодарского края и города Анапы не проводили. При отсутствии таких материалов, согласно «Регламенту
проведения государственной экологической экспертизы» рабочий проект «противопожарной» дороги Департаментом по ЧС и ГЭК в семидневный срок должен был быть возвращен заказчику в связи с некомплектностью, чего сделано не было. Проигнорировано и еще одно требование Федерального закона «Об
экологической экспертизе» — экспертиза должна проводиться в отношении только тех проектов, реализация которых не противоречит законодательству, что никак нельзя сказать о проекте дороги на Утрише.
Таких нарушений большое количество, но Департамент по ЧС и ГЭК Краснодарского края также предпочел их «не заметить». В соответствие с законом Краснодарского края «Об особо охраняемых природных территориях», на территории государственных природных заказников краевого значения запрещается или ограничивается любая
деятельность, если она противоречит целям создания государственного природного заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Согласно Положению о заказнике «Большой Утриш», на его территории запрещены рубка древесно-кустарниковой растительности, перемещение скального грунта и другие виды работ, нарушающие ландшафт. Предусмотренная проектом дороги вырубка деревьев, относящихся к видам, включенным в Красную книгу России, нарушает требования Федерального закона «Об охране окружающей среды». Этот закон устанавливает недопустимость любой деятельности, приводящей к уничтожению краснокнижных видов. Особенно циничным и абсурдным выглядит решение о начале экологической экспертизы на фоне того, что большая часть дороги уже построена. Ведь чиновникам, принявшим это решение, прекрасно
известно, что согласно требованиям Федерального закона «Об экологической экспертизе» экспертиза должна проводиться в отношении НАМЕЧАЕМОЙ деятельности «в целях ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду». В настоящем же случае, проект уже никак нельзя отнести к
«намечаемым», крупномасштабное негативное воздействие на окружающую среду в результате его реализации уже оказано. Вместо того, чтобы в соответствие со своими прямыми обязанностями и полномочиями осуществлять экологический контроль и наказывать нарушителей законодательства в лице ООО «Главпромстрой», Департамента лесного хозяйства Краснодарского края, государственного учреждения Краснодарского края «Комитет по лесу» и других инициаторов и исполнителей преступного проекта, Департамент по ЧС и ГЭК сам продолжает нарушать законодательство для того, чтобы незаконное строительство дороги могло осуществляться.
Прошу Вас принять все меры для восстановления законности и остановить всякие работы по «освоению» территории заказника «Утриш», которая согласно распоряжению правительства РФ от 23.05.2001 года 725-р должна до 2010 г. обрести статус заповедника, в том числе и подведение задним числом «законного обоснования» под незаконные действия. Недопустимо, чтобы органы власти, которые должны следить за недопущением нарушения законности, сами находились в числе первых, кто эту законность нарушает!