Утришский заповедник… по-серьёзному, по-государственному

http://www.chaskor.ru/article/golosa_v_zashchitu_utrisha_stanovyatsya_gromche_20151

Ведущий научный сотрудник Института географии РАН Александр Владимирович Дроздов подготовил для «Часкора» статью о том, почему Утриш надо спасать.

Утришский заповедник без всякого визга, без шума, по-серьёзному, по-государственному

Утриш — это приморская часть полуострова Абрау между Анапой и Новороссийском. Она представляет собой естественный резерват дикой природы. На российском побережье Чёрного моря здесь сохранились участки почти нетронутого сухого субтропического средиземноморского леса с реликтовыми экосистемами. Там обитают три вида древовидных краснокнижных можжевельников, фисташка туполистная, множество других растений-эндемиков. В целом — около 60 видов растений и животных, занесённых в Красную книгу России. Некоторые из них включены в Красную книгу Международного союза охраны природы. Эти экосистемы необычайно ценны. Они представляют собой сочетание всех основных видов редких ресурсов (генетических ресурсов, ресурсов биологических видов и ресурсов их местообитаний), оберегаемых Конвенцией о сохранении биологического разнообразия, которую Россия ратифицировала. 

Но, несмотря на их ценность, до сегодняшнего дня экосистемы Утриша подвергаются мощному и растущему прессу разрушительных действий людей, угрожающих самому существованию и краснокнижных реликтов, и всей первозданной природы побережья. От этих угроз Утриш многие годы доступными средствами защищали экологические общественные организации, учёные, местные жители, граждане многих городов России. И вот наконец после продолжительной кампании в защиту природы Утриша 2 сентября 2010 года появилось распоряжение правительства РФ № 1436-р, предписывающее «учредить государственный природный заповедник «Утриш» общей площадью 10008 гектаров».

Казалось бы, угрозы отведены? Увы, учреждаемый заповедник — если в течение 2011—2012 годов будут выполнены все последующие за распоряжением необходимые землеотводы и другие процедуры — в намеченных государственными органами границах окажется неполноценным. Это будет некий фиговый листок. В таких границах учреждаемый заповедник на деле отнюдь не защитит наиболее ценные участки побережья. Он выведет их из-под охраны. И там продолжится уничтожение уникальных экосистем — строительство рекреационных объектов, дорог и иной инфраструктуры.

Вообще история создания этого заповедника длинна и многострадальна. В конце 1980-х — начале 1990-х годов научная общественность всё активнее стала добиваться его организации. Наконец Государственный комитет по экологии принял решение создать Утришский заповедник в срок до 2000 года. Проект был разработан. Началась необходимая по закону процедура его согласования на местах. И тут выяснилось, что администрация Новороссийского района не хочет заповедника. А Госкомитет по экологии не слишком настойчив. Согласование не состоялось. Заповедник создан не был.

И это неудивительно. Ведь, как пишет С.Л. Перешкольник, непосредственный участник событий и один из авторов первого проекта заповедника, «в период с 1976 по 1987 год Новороссийский лесхоз передаёт различным организациям 538 га лесных угодий, прежде всего приморской растительности и обращённых к морю склонов, где наиболее выражена третичная реликтовая флора. Здесь начинается строительство курортных объектов и асфальтированных дорог (чаще всего варварским способом — вплоть до горных взрывных работ и запруживания насыпями немногих постоянно текущих ручьёв). Одновременно на крутых склонах, поросших главным образом древовидными можжевельниками, производится крайне непродуманное и научно необоснованное террасирование склонов. В засушливые годы (начиная с 1986-го) посаженная здесь крымская сосна на значительных площадях полностью погибла. На территориях самих баз отдыха практически уничтоженную естественную растительность заменяют парковыми и декоративными деревьями и кустарниками. Расширяются посёлки и дачные участки. Кроме жилых построек, огромные территории занимают ЛЭП, трансформаторные и насосные станции, ёмкости пресной воды, комплексы общественного питания. Туалеты, не имеющие ни канализационной структуры, ни очистных сооружений, вырастают по побережью как грибы. Все отходы стекают либо в немногие ручьи, либо непосредственно в море» (Охрана дикой природы. №1/27, 2004).

В начале нынешнего века ситуация на Утрише продолжала ухудшаться. Местные власти охотно отдавали в аренду под строительство не просто экологически самые ценные участки побережья, но участки, находящиеся под государственной охраной — на территории государственного заказника «Большой Утриш». Беды Утриша подробно описаны в интернете (save-utrish.ru, ewnc.org и др.), в прессе, они хорошо известны множеству граждан. И, конечно же, известны властям разных уровней — Новороссийского и Анапского районов, администрации Краснодарского края, министерству природных ресурсов и экологии. Они прямо названы в тысячах обращений к нынешнему президенту Российской Федерации.

После 2000 года государство действовало неспешно. Был выпущен ещё один документ — распоряжение правительства РФ от 23 мая 2001 года № 725-р, предписывающее, наряду с другими, создать Утришский заповедник к 2010 году. Но лишь в 2008 году по поручению министерства природных ресурсов и экологии российское отделение Всемирного фонда дикой природы (WWF России) с участием крупнейших специалистов страны из Академии наук, Московского университета и др. подготовило обстоятельное обоснование и проект заповедника.

И тут снова в игру вступили государственные структуры. Это были администрация Краснодарского края (в том числе вице-губернатор Д. Хатуов, см. ewnc.org) и департамент государственной экологической политики министерства природных ресурсов и экологии, возглавляемый Р.Р. Гизатулиным. Они согласовали — без каких-либо убедительных обоснований — другие границы заповедника, принципиально отличающиеся от тех, что были предложены WWF.

Затем Ростехнадзор провёл федеральную государственную экологическую экспертизу обоснования заповедника. Это обоснование абсурдным образом кем-то было изменено. Абсурдность изменения в том, что в огромный том детальной проработки проекта был внесён лишь один абзац, но полностью противоречащий всем материалам обоснования и допускающий изъятие из состава заповедника наиболее ценных прибрежных экосистем. При этом все материалы, доказывающие ценность этих экосистем, были оставлены в обосновании без изменений. На них не обратили внимания — по-видимому, за ненадобностью.

Экспертная комиссия работала в закрытом от общественности режиме. Она игнорировала результаты общественной экологической экспертизы и обращения ведущих научных учреждений страны — трёх профильных институтов Российской академии наук и Московского государственного университета, доказывающих недопустимость изъятия прибрежных экосистем из состава заповедника. Урезанный проект заповедника экспертизой был одобрен. Тем временем аукционы по аренде участков прибрежных экосистем, организованные департаментом лесного хозяйства Краснодарского края, продолжались.

Так осуществляется государственный, «без визга и шума», подход к созданию Утришского заповедника. Чьи же интересы представляют участвующие в этом процессе государственные органы? Ответ прост — интересы арендаторов, в числе которых и некий благотворительный фонд «Дар», близкий Управлению делами президента РФ.

А интересы граждан, имеющих право на благоприятную окружающую среду, сохранение которой может быть обеспечено только полноценным, а не урезанным заповедником? Увы. Их в этом случае государство игнорирует.

Задача граждан теперь не просто информировать государственные структуры об ущербности и недопустимости реализации урезанного проекта заповедника. Все соответствующие структуры обладают полной и ясной информацией. Задача граждан — заставить госструктуры учесть интересы общества, а не демонстрировать результаты псевдообщественных обсуждений проекта заповедника, подобных тем, что были организованы 1 декабря 2009 года в Анапе. Тогда общественность (вернее, чучело общественности) представляли преимущественно подневольные муниципальным властям чиновники, в то время как активных защитников Утриша и специалистов-экологов просто не пустили в зал заседаний.

Добровольное движение «Спасём Утриш», Экологическая Вахта по Северному Кавказу и другие общественные организации продолжают кампанию по защите Утриша.

____________

 Примечание . Выступая 15 марта 2010 г. на заседании Попечительского совета Русского географического общества, В.В. Путин так рекомендовал оценивать действия Правительства РФ в отношении Байкальского целлюлозно-бумажного комбината: «На все надо смотреть внимательно, без всякого «визга», без шума, по серьезному, по государственному» (http://premier.gov.ru/).

Leave a Reply