Конкурс на «лучшего ликвидатора» Большого Утриша признан незаконным… но кубанские чиновники гнут свою линию

http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/blogs/forests/blog/39772/  : Прокуратура Краснодарского края согласилась с доводами Гринпис России и объявила конкурс «на подготовку обоснования ликвидации заказника «Большой Утриш» незаконным. Тем не менее, борьба за Утриш продолжается уже многие годы и конца ей пока не видно.

В 2011 году Минприроды утвердило Положение о заповеднике «Утриш», которым из охраняемой территории под строительство так называемого «физкультурно-оздоровительного комплекса» были изъяты наиболее ценные участки уникальных лесов и прибрежная полоса восточнее поселка Малый Утриш. По планам властей эти земли были предназначены для строительства подъездных дорог к комплексу. Одна из упомянутых дорог – «противопожарная лесохозяйственная дорога», незаконное строительство которой было остановлено экологами в 2009 году.

Когда активисты Экологической вахты по Северному Кавказу добились судебной отмены положительного заключения государственной экологической экспертизы  проекта дороги, власти пошли на хитрость. Согласно действующему законодательству государственная экологическая экспертиза проводится только для особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Что сделали «сильные мира сего»? – Решили лишить эту территорию статуса ООПТ. Так в январе 2012 года администрация Краснодарского края объявила конкурс на проведение работ по ликвидации заказника «Большой Утриш». Параллельно началось уголовное преследование защитников Утриша. Пожалуй, самые стойкие из них – Сурен Газяран и Мария Алехина сейчас находятся под следствием по надуманным обвинениям.

Понятно, что отмена охранного статуса уникальных можжевелово-фисташковых лесов, не вошедших в состав новой ООПТ, поможет легализовать незаконное строительство очередной «правительственной дачи».

Однако на этот раз прокуратура встала на защиту закона и ситуация с заказником «Большой Утриш» стала выглядеть более оптимистично.

«Появилась надежда, что экологам и ученым, которые защищают уникальные утришские леса, удастся добиться того, что незаконные стройки будут остановлены, а с них самих снимут обвинения, – говорит Михаил Крейндлин, руководитель программы Гринпис России по особо охраняемым природным территориям. – Мы надеемся, что следующим разумным шагом будет включение особо ценных территорий, которым грозит уничтожение, в заповедник или его охранную зону».

http://www.izvestia.ru/news/520274#ixzz1qZtJK3Gm

Департамент природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края объявил  конкурс два месяца назад. Новость тут же вызвала скандал: защитники природы предположили, что изменение границ заказника — первый шаг к началу застройки уникальных средиземноморских лесов элитным жильем. Чиновники в ответ заверяли, что работы будут проводиться в целях охраны и развития особо охраняемых природных территорий и что на заказники «Большой Утриш» и «Абрауский» получат статус особо охраняемой природной территории федерального значения.

Российское отделение Greenpeace в конце января обратилось в краевую прокуратуру с требованием проверить законность действий чиновников. Проверка установила, что проведение указанного конкурса не соответствует действующему законодательству и объявила руководителю департамента государственного заказа Краснодарского края Александру Адасько предостережение о недопустимости нарушения законодательства. Руководитель департамента природных ресурсов государственного заказа и экологического надзора Краснодарского края Сергей Еремин заявил «Известиям», что претензии прокуратуры не обоснованны, и напомнил, что относительно заказников «Большой Утриш» и «Абрауский» есть распоряжение правительства РФ.

— Из особо охраняемых территорий регионального значения «Большой Утриш» и «Абрауский» по распоряжению правительства были изъяты порядка 20 тыс. га для образования государственного федерального природного заповедника «Утриш» и субъектового заказника «Абрауский». Мы должны сделать единый заказник, для этого нам необходимо провести обследование границ, в случае необходимости добавить какие-то участки, — пояснил Еремин.

Защитники природы ему не верят. Руководитель программы российского Greenpeace по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин уверен, что для того чтобы добавить дополнительные территории и объединить заказники, не нужно ликвидировать заказник «Большой Утриш»:

— Если даже создадут заказник, то я почти уверен, что там, скорее всего, будет разрешено строительство либо там будут выделены какие-либо зоны природопользования, где строительство разрешено.

Предостережение прокуратуры о недопустимости нарушения закона Адасько получил 7 марта, за пять дней до окончания конкурса. Чиновник считает, что это решение не остановит конкурс, а просто отсрочит и продлит сроки его проведения. Еремин полагает, что прокурор выписал предостережение, посчитав, что одновременно уточнить границы, ликвидировать и образовать невозможно, нужно все сначала описать, ликвидировать, потом образовать.

— Почему прокуроры посчитали, что лучше будет удлинить на 8 месяцев разрешение данного вопроса, — это нам известно. Теперь мы установим границы, поставим на учет все, после этого ликвидируем и образуем. Так это было бы сделано за три месяца, а сейчас мы должны будем каждый раз объявлять конкурс и каждый раз тратить деньги, усилия, время, — говорит Еремин.

Вместе с Крейндлиным обращение в прокуратуру готовил активист природоохранной организации «Экологическая вахта Северного Кавказа» Сурен Газарян. Он считает, что заключение прокуратуры нельзя считать победой, и если краевая администрация вновь объявит конкурс, то нужно будет добиваться его отмены через суд.


Leave a Reply