


1.
На официальном сайте Администрации Краснодарского края недавно была размещена информация, касающаяся судьбы будущего заповедника «Утриш».
«..беда в том, что пожарная техника зачастую просто не может проехать к месту возгорания – ни одной лесохозяйственной дороги здесь нет. Только в прошлом году по этой причине выгорели десятки гектаров ценнейших лесов», — сообщает вице-губернатор Джамбулат Хатуов http://admkrai.krasnodar.ru/content/section/11/detail/25931/.
Подобное мнение — о необходимости проведения дороги через реликтовый лес именно для того, чтобы защитить его от масштабных пожаров — довольно часто высказывают журналисты и чиновники как местного, так и федерального уровня приезжающие на утришский экологический пост.
2.
Этот пост был оставлен на месте, где активистам Экологической вахты по Северному Кавказу и движения «Спасем Утриш» больше года назад удалось, встав живой стеной на пути лесорубов и бульдозеров, остановить вырубку деревьев и проведение трассы в древнем лесу. Благодаря усилиям ученых и природоохранных организаций строительство было объявлено незаконным, однако угроза его возобновления не миновала. Даже строительная техника, о выводе которой было официально объявлено, на самом деле находится в боевой готовности в ближайшем к Утришу селе Сукко. Добровольцы из разных городов России, Украины, Белоруссии, сменяющие друг друга на экопосту, не только осуществляют контроль за ситуацией, но и ухаживают за лесопосадками, сделанными анапчанами прошлой весной, помогают экологам-профессионалам, распространяют информационные материалы об уникальных экосистемах Утриша, встречают многочисленных визитеров, среди которых представители прессы, властных структур — от местной администрации до Минприроды. Практически при каждом таком визите приходится организовывать короткую экскурсия к старой лесохозяйственной дороге.
Эта однополосная дорога, существующая на Утрише с 60х годов прошлого века, шла от объездной дороги Сукко-Малый Утриш в сторону моря примерно до середины лесного массива. Перед участками с плотным произрастанием можжевельника она переcтавала быть проезжей, переходила в тропу, спускающуюся на берег.
По свидетельству бывшего зам. главы администрации города-курорта Анапа Николая Шабельника, дорога эта, до последнего времени находившаяся во вполне удовлетворительном состоянии, ранее использовалась для санитарных рубок — рубок прореживания, рубок ухода. По своему второму предназначению — противопожарному — за полвека своего существования она не использовалась ни разу, потому что пожаров в этой части леса не было никогда.
После того, как информация об отсутствии дорог на Утрише появилась на официальном сайте Краснодарского края, добровольцы экологического поста, используя GPS-навигатор, нанесли на карту сохранившиеся участки старой дороги. Возникает вопрос: почему они смогли отметить только участки? Ответ простой: потому, что большая часть старой дороги была разрушена и засыпана строителями при проведении новой многополосной трассы.
3.
Масштабных пожаров не было на всей территории утришского леса. В последние годы, когда штат заказника был расформирован, утришский лес фактически никем не охранялся, наплыв отдыхающих не контролировался, небольшие возгорания случались в летнее время в районе береговой полосы. Их тушили с моря сами туристы, иногда с помощью казачьей лесной дружины. Первый по-настоящему тревожный звонок прозвучал прошлым летом, когда оказалось, что возгорание на склоне невдалеке от моря имеет явные признаки поджога. Акт о случившемся тогда лег на стол главы городской администрации. Совсем недавно. казалось бы, в самое безопасное зимнее время, 11 января и 6 февраля этого года, произошли два возгорания, в обоих случаях их смогли потушить волонтеры вместе а казаками http://www.save-utrish.ru/?p=528 и http://www.save-utrish.ru/?p=574. Оба возгорания произошли рядом со вновь проведенной дорогой, в обоих случаях были отмечены признаки поджога — мощные костры были разведены прямо перед отвалами выкорчеванных деревьев, оставленных строителями, огонь уходил под отвалы. Вблизи от источников огня были замечены автомобили, номера которых зафиксированы. Акты об этих новых поджогах вместе с фото- и видеоматериалами также были переданы в Администрацию Анапы.
Могли ли поджоги такого рода быть спонтанными? Вряд ли. В случае, если бы возгорания не удалось остановить в самом начале, они были бы чрезвычайно на руку тем, кто всеми силами стремится доказать необходимость строительства «противопожарной» дороги.
В той же статье Джамбулат Хатуов заявляет: «Из-за отсутствия дорог страдают и местные жители, отрезанные от цивилизации добрую половину года. Так что строительство лесохозяйственных дорог на Утрише – жизненная необходимость». Это заявление также трудно назвать соответствующим истине. Для того, чтобы помочь жителям Малого Утриша (именно об этом поселке идет речь), необходимо было бы благоустроить существующую дорогу от Сукко к Малому Утришу, она действительно в настоящее время находится в плачевном состоянии. Дорога же к центральным землям утришского леса, к лагунам, никак не может улучшить связь сельских жителей с миром.
5.
Куда шла дорога или момент истины
В береговой части утришского леса стоят вековые можжевельники, сплошь в синих отметинах, «пикетаже» — они попадали в зону строительства огромного элитного физкультурно-оздоровительного комплекса, планы строительства которого пока еще не пресечены. За то, чтобы Утриш стал заповедником без изъянов и изъятий, встали более 50 городов, более 20 тысяч обращений направлено Президенту России. Ответа до сих пор нет. Угроза масштабного строительства в самом сердце Утриша, на экологически ценных землях, которые власти Краснодарского края пытаются вывести из границ будущего заповедника, остается.
Именно сюда, к лагунам, сметая по пути существующую лесохозяйственную дорогу, стремилась широкая многополосная трасса, строительство которой до сих пор пытаются оправдать «противопожарными целями».
Послесловие
Департамент лесного хозяйства Краснодарского края объявил об открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения. Объект соглашения — лесохозяйственная противопожарная дорога в Анапском участковом лесничестве http://dlhkk.ru/konkurs/ . Предпринимается новая попытка легализации незаконного строительства.
По этому поводу Гринпис уже направил обращение в Генеральную прокуратуру http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/4543709. Борьба за создание полноценного заповедник «Утриш» продолжается.
Мария Рузина, координатор движения»Спасем Утриш»
ФОТО
Красным отмечена незаконно проведенная «противопожарная» дорога, синим — сохранившиеся участки старой лесохозяйственной дороги
Под новой широкой трассой хорошо виден сохранившийся участок старой лесохозяйственной дороги
———
Статья доступна для публикации. Связаться с автором: utrish2008@gmail.com